Логотип МодельМастер

Типы танковых траков

фото танкового тракаДанная статья представляет собой краткое руководство по различным типам и материалам, которыми пользуются масштабные моделисты при создании танков и гусениц боевых бронированных машин. В статье перечислены их достоинства и недостатки, узнав о которых моделистам будет легче принять решение о том, стоит ли заменять гусеницы, входящие в комплект моделей на неоригинальную деталь.

Данное фото танковых гусениц показывает всю сложность их воспроизведения на точной модели, а именно, резиновые прокладки с внешней стороны, направляющие зубья на внутренней, палец траковой цепи и соединяющие штыри на концах.

История вопроса

Каждый, кто занимается созданием военных машин рано или поздно сталкивается с проблемой моделирования реалистичного гусеничного хода. Проблему можно избежать, только моделируя легкобронированные машины. Несколько моделистов предпочитают данный вариант. Однако большая часть моделистов военных машин хотят строить танки, а это значит, что они столкнуться с проблемой гусениц.

ремонт гусеницы танкаДанное фото демонстрирует всю сложность создания гусеничных звеньев, а также сложность создания характерного прогиба, вызванного тяжестью металлических звеньев, что трудно точно скопировать с помощью некоторых видов гусеничных образцов.

В течение многих лет гусеницы на моделях боевых машин являлись наименее реалистичной частью машины. Образцы неизменно шли с отрезками эластичной траковой ленты, которая иногда была больше крупной резиновой гусеничной ленты. В отсутствии альтернативы моделистам пришлось использовать именно их, и часто они пытались спрятать их под слоями смоделированной грязи.

К счастью, эти дни давно прошли. Сейчас много пластиковых образцов идут с прекрасными прессованными резистивными дорожками, которые иногда сделаны из отдельных звеньев как реальный образец. Dragon задал тон своим ‘Magic Tracks’, которые, впервые появившись, произвели революцию и вдохновили других производителей включиться в игру. Даже если гусеницы в образце вызывают разочарование, их можно заменить на неоригинальную деталь, купленную отдельно и произведенную из метала, пластика или композита.

К сожалению, неоригинальный комплект может стоить, как и оригинальная модель, и потребуется много времени для его сборки и покраски, поэтому решение о его использовании не всегда просто в исполнении.

Типы гусеничных моделей

Гусеницы боевых бронированных машин/танков можно разделить на три большие категории:

  • Ремень (также известный как прокладка из резиновой ленты или гибкой ленты)
  • Звено и габаритная длина гусеницы (также известная как сборный тип)
  • Индивидуальное звено (как рабочее, так и нерабочее)

Здесь представлен приблизительный тип траковой ленты, датируемый 1970 г. Хотя деталь с внешней стороны достаточно хороша, отсутствует деталь с внутренней стороны за исключением направляющих зубьев.

Ремень (прокладка из резиновой ленты/гибкой ленты)

гусеничная лента в виде ремняЭто оригинальный тип гусениц, которые устанавливали в танковые модели, когда впервые стали доступны детали моделей, полученные способом литья в 1960-х годах. Как правило, моделисты их не любили, и у меня нет сомнения в том, что некоторые моделисты из-за них стали полностью избегать танковые образцы.
Это тип траковых лент, которые появились вместе с танками на радиоуправлении Tamiya Panther, впервые изготовленные в 1993 г. С годами их качество было намного усовершенствованно при помощи хороших деталей, как на внутренней, так и на внешней стороне гусениц. дефект на гусеничной лентеОднако обратите внимание на повреждение внутри круга, вызванное поступлением жидкого пластика в деталь. Это невозможно отремонтировать. Даже эти траковые ленты хорошего качества по-прежнему страдают от того, что они не могут повиснуть или провиснуть как настоящие гусеницы, потому что они слишком легкие и упругие.
Они не только были плохо отлиты так, что иногда только на одной стороне были видны детали, но часто они еще и были деформированы или искривлены. Часто они были сделаны так, чтобы поместиться в коробке, а это создавало постоянное перекручивание гусениц.

Что было еще хуже, так это то, что они, казалось, сопротивлялись любой форме связующего материала и краски известной человечеству. Единственным способом соединить концы друг с другом был протолкнуть штыри с одного конца через отверстие до другого конца, а затем спаять их и выровнять штыри. Несмотря на то, что это помогало соединить два конца, чтобы образовать ленту, соединение часто было неприглядным.
Если на этих гусеницах оставались выцветы или вмятины, их было невозможно удалить, а если гусеницы были деформированы, то было очень трудно вернуть им правильное положение на танке, так как они сопротивлялись попыткам приклеить их к катку. Покрасить их было просто кошмаром, так как большинство красок имели тенденцию отслаиваться. Также было очень трудно смоделировать прогиб между поддерживающим гусеницу катком, который часто виден на реальных машинах благодаря весу металлических траковых звеньев.

В общем, не удивительно, что большая часть моделистов могли мало, что хорошего сказать об этом.

Звено и габаритная длина гусеницы

габаритная длина гусеницДанный вариант демонстрирует, как габаритная длина разных секций гусеницы подобрана относительно друг друга вокруг разных опорных катков. Это гусеницы, которые представляют собой твердый литой пластик, находящийся на вертикальном литниковом канале, как и другие части образца. Некоторые траковые звенья представлены как индивидуальные, но есть и более длинные участки. Например, обычно имеет место быть длинный прямой участок гусеницы, демонстрирующий часть гусеницы, находящейся во взаимодействии с землей. Более короткая длина гусениц или индивидуальные звенья представлены для тех участков гусеницы, которые должны закругляться вокруг катков.

Иногда верхняя ветвь гусеницы дополнена таким образом, что присутствует реалистично смоделированное провисание траковой ленты. Такие типы гусениц могут демонстрировать реальные результаты, но выполнить подобную подгонку очень тяжело. Часто для сборки гусеницы приходится использовать жидкий цемент, а когда клей взялся достаточно хорошо для того, чтобы удерживать звенья вместе, но закрепился не полностью, гусеницы могут деформироваться на катке. Иногда бывает очень трудно соединить концы металлических конструкций гусеницы без образования зазора или наложения.

Подобные гусеницы не популярны среди тех моделистов, которым нравится красить гусеницы отдельно, потому что часто их приходится приклеивать к колесам машины. Однако иногда возможна сборка гусениц по два или три подузла, которые можно покрасить перед тем, как окончательно присоединить их к танковому катку и друг другу.

Обычно моделисты либо любят, либо ненавидят подобные типы гусениц. Некоторые образцы дают возможность использования либо гусеницы типа Звено и длина, либо гусеницы лентового типа.

Индивидуальное звено

Ниже представлено несколько разновидностей данного типа и их производители:

Fruilmodel

Это производитель, чье имя стало синонимично металлическим индивидуальным траковым звеньям. Для многих моделистов это самые реалистичные доступные гусеницы, которые, в действительности, являются миниатюрной точной копией реальных гусениц.коробка стандартного набора металлических траковых звеньев Fruilmodel

Содержимое коробки стандартного набора гусениц.

Набор гусениц Fruilmodel состоит из белых металлическихиндивидуальных траковых звеньев (обычно включает в себя несколько запасных частей) и куска проволоки, которую необходимо разрезать для создания траковых шпилек, соединяющих звенья. Иногда гусеницы идут вместе с металлическими ведущими колесами для замены тех, что входят в набор. Они обеспечивают хорошую подгонку траковых звеньев на зубьях ведущего котка.

Недостатком гусениц Fruilmodel является их высокая стоимость – иногда они стоят больше, чем комплект модели, кроме того, они долго собираются. Иногда необходимо почистить каждое индивидуальное траковое звено и просверлить отверстия для траковых пальцев.
Вставка тракового пальца из проволоки при помощи щипцов.

Преимуществом данного типа гусениц является их реалистичность. Детали совершенны, и они очень реалистично провисают над поддерживающим роликом. После покраски их можно немного отшлифовать до тех пор, пока сквозь краску на выступах не появится металлический блеск, демонстрируя как бы износ гусениц. Обычно они пригодны для работы, другими словами, их можно собрать и покрасить отдельно, а затем установить на танк после его покраски.

Данные гусеницы доступны на рынке афтермаркета в отношении большого количества танков и боевых машин, они широко представлены на модельном рынке. Если деньги не являются препятствием, и вы действительно хотите производить лучшие доступные модели, тогда вам нужно серьезно подумать об инвестировании в комплект подобных гусениц.

Modelkasten

ModelKastenModelKasten еще один производитель, чье имя стало известным благодаря производству индивидуальных траковых звеньев. Однако гусеницы Modelkastenобычно сделаны из инжекционно литого пластика.

Комплекты гусениц Modelkasten различны. Некоторые гусеницы не пригодны для работы, а звенья подлежат склеиванию для их соединения. Другие комплекты могут работать с очень маленькими пластиковыми траковыми пальцами, предназначенными для соединения гусениц, которые в тоже время позволяют им двигаться и скручиваться вокруг опорного катка.

Здесь представлен стандартный комплект гусениц Modelkasten. Комплект рабочий, но не полностью, об этом нужно знать при его заказе.

Рабочий набор гусениц Modelkasten, собранный и готовый к покраске.

Некоторые комплекты содержат сменные торцевые головки или колеса; другие идут с кондуктором для сборки гусениц. По этой причине перед покупкой необходимо точно узнать, что вы получите в комплекте.

Гусеницы могут быть чрезвычайно реалистичными, но подобно гусеницам Fruilmodel потребуют от вас массу времени. Есть отчеты о некоторых наборах гусениц, имеющих следы от выталкивающей шпильки на них, что требует небольшой чистки. Несмотря на то, что гусеницы не будут естественным образом провисать, как на металлических гусеницах Fruilmodel, они обычно стоят немного дешевле.

Dragon Magic Tracks

dragon magic tracksНе так много времени прошло с тех пор, когда единственным способом получения реалистичных индивидуальных траковых звеньев была их покупка на рынке афтермаркета, при этом их стоимость могла быть соизмерима со стоимостью самой модели.

Индивидуальные траковые звенья готовы к использованию, фото предоставлено с разрешения Dragon
Одна или две модели могут содержать индивидуальные литые звенья, но это случается крайне редко, в этом случае звенья прикреплены к вертикальному литнику, поэтому моделисту придется немного потрудиться, удаляя и очищая их.

Dragon вызвал настоящий переполох, когда представил свой новый ‘Magic Tracks’ на многих своих моделях гусеничного транспорта.

Эти запасные детали Magic Tracks используются на наклонной броневой плите танка Panzer IV фирмы Dragon.
Magic Tracks- это литые траковые звенья, изготовленные по самым высоким стандартам и удаленные от вертикального литника, таким образом, они готовы к использованию. На каждой стороне траковых звеньев есть превосходная детализация, и, где необходимо, есть полые зубья.
Более того, как правило, они поставляются в двух отдельных пакетах, которые содержат гусеницы разного цвета для левой и правой сторон транспортного средства.

Подобные типы тракового звена могут значительно усовершенствовать модель, и получить их в коробке будет большим бонусом. Единственной проблемой является то, что иногда они требуют небольшой чистки для удаления швов и следов от выталкивающей шпильки, и траковые звенья не держаться без клея, поэтому они не совсем рабочие гусеницы.

Другие литые траковые звенья

Комплект М548 AFV Club включают в себя индивидуальные траковые звенья на вертикальном литнике. Эти гусеницы также продаются отдельно для M113 APC.

Несмотря на то, что Fruilmodel, Modelkasten и Dragon являются основными поставщиками индивидуальных траковых звеньев, есть также и другие доступные комплекты. Например, как AFV Club, так и Tamiya производят несколько наборов, которые, главным образом, направлены на усовершенствование своих собственных комплектов моделей, но они также могут быть использованы и на моделях других производителей. Как правило, звенья сделаны на вертикальных литниках, поэтому потребуется приложить немного усилий для удаления их с вертикальных литников и чистки каждого отдельного звена.

Некоторые танковые комплекты Panther фирмы Tamiya содержат единый вертикальный литник траковых звеньев для установки на корпус в качестве запчастей. Также возможно приобрести полный комплект для замены гусениц типа Ремень, поставляемые с набором.

Обычно такие гусеницы не работают, поэтому нужен клей для присоединения звеньев друг к другу.

Это значит, что если вы захотите покрасить гусеницы отдельно, кропотливой работы вам не избежать. Требуется собрать длинные дорожки гусениц, взять клей и поместить гусеницы вокруг опорного катка до того, как клей полностью высохнет. Когда клей высохнет, секцию гусеницы можно удалять и красить – это при условии, что клей от гусениц не попал на танковые колеса.
Наборы траковых звеньев от производителей обычно стоят намного меньше, чем наборы от производителей афтермаркета, но они доступны только для небольшого числа транспортных средств.

Несмотря на то, что эти гусеницы не настолько удобны в использовании как рабочие траковые звенья, они, действительно, дают намного лучший результат по сравнению с гусеницами типа Ремень. Но здесь каждый моделист сам принимает решение, стоит ли это дополнительных усилий и в некоторых случаях дополнительных вложений.

Выводы

Качество гусениц, поставляемых с комплектом моделей, с годами значительно улучшилось. Даже если гусеницы, поставляемые в комплекты, не соответствуют высоким стандартам, существует афтермаркет, но это при условии, что вы готовы платить и потратить несколько часов на работу с ними.

Главная >> Статьи по моделизму >> Типы танковых траков